Конструктивизм под прикрытием

Сегодня мы собрали для вас подборку архитектурных объектов столицы Среднего Урала, в которых под толстым слоем исторических преобразований не всегда можно найти аутентичную конструктивистскую начинку.

Для любого поклонника конструктивизма настоящей усладой для глаз является идеально сохранившиеся здания в неприкосновенной авторской задумке. Но достаточно часто они перестраиваются и даже «гастролируют» из одного направления архитектуры в другое. Сегодня мы собрали для вас подборку архитектурных объектов столицы Среднего Урала, в которых под толстым слоем исторических преобразований не всегда можно найти аутентичную конструктивистскую начинку.

Здание Свердловского городского совета народных депутатов (просп. Ленина, д. 24а)

Один из самых узнаваемых архитектурных символов нашего города — административное здание, расположенное на площади 1905 года, имеет давнюю историю. До революции 1917 года на месте будущего здания Горсовета располагался двухэтажный Новый Гостиный двор. После революции здесь расположились краеведческие отделы областного музея: живой и неживой природы, археологии, этнографии и уральской промышленности. «Поглощение» строения конца XIX века конструктивизмом началось в 1930 году. Появилась надстройка, и в результате первой реконструкции был возведён пятиэтажный корпус Свердловского горсовета. Авторы проекта — архитекторы Георгий Голубев, Моисей Рейшер, инженеры В. И. Калашников, Ф.И. Клещев. Постройка первоначально была возведена в формах конструктивизма. В 1954 году по проекту Рейшера была воздвигнута башня со шпилем и часами-курантами. В результате реконструкции здание получило неоклассическую трактовку. Сегодня здесь размещаются Администрация города Екатеринбурга, Екатеринбургская городская Дума и Избирательная комиссия. В 2021 году Глава Екатеринбурга Алексей Орлов выступил с инициативой разместить изображение здания городской администрации на банкноте номиналом 5 тысяч рублей.

Дом культуры им. А. М. Горького (ул. Первомайская, д. 24а)

Ещё более неуловимые черты конструктивизма горожане и гости города могут попробовать найти в силуэте Дома культуры им. А. М. Горького. Двухэтажный каменный особняк начала XX века в 1926 году был перестроен под клуб профсоюза мукомольной промышленности. В 1940-1941 годах здесь размещался штаб формировавшейся 153-й стрелковой дивизии. В 1943 году освободившееся здание занял клуб строителей. После войны оно было реконструировано и получило официальное название Дворца культуры строителей имени Горького. Северный главный фасад, обращенный на улицу Первомайскую, решен в стилистике советского «неоклассицизма», имеет асимметричную композицию с более высокой левой частью фасада. В композиции и убранстве фасада использованы крупномасштабные ордерные детали. Главный вход устроен со стороны улицы Первомайской. Интерьеры дворца также решены в стилистике советской «неоклассики». В убранстве использован классицистический лепной декор, альфрейная роспись потолков, ордерные элементы.

Найти хоть какие-нибудь элементы авангардного архитектурного стиля, глядя на фасад, практически невозможно, но если зайти во двор ДК, то взору откроются легкоузнаваемые черты конструктивистских зданий: лаконичные оконные проёмы и выверенная геометрия стен.

Окружной дом офицеров (ул. Первомайская, д. 27)

Если для того чтобы без труда вернуть ДК им. А. М. Горького в лоно конструктивизма, достаточно лишь заглянуть в спрятанный от посторонних глаз двор, то для идентификации следующего архитектурного объекта исследователям придётся, как минимум, обратиться к архивным материалам.  О своём авангардистском начале Окружной дом офицеров громко не заявляет. Вот мы с вами наблюдаем башню со шпилем, колонны, барельефы, лепнину. Ну, а где же чеканность геометрических характеристик, экспериментальность образов, спросите вы? Строительство объекта началось в 1932 году. В первоначальном варианте это должно было быть строгое конструктивистское здание — таким его задумывали создатели клуба Рабпроса (работников просвещения) Владимир Емельянов, Евгений Коротков и Иосиф Робачевский. Был выложен фундамент, частично возведена кирпичная кладка первых этажей, но вскоре строительство было заморожено. В 1937 году воздвигнутое сооружение передали Уральскому военному округу. Проект был переработан в стиле советской неоклассики.

Дом Уралмета (ул. Вайнера, д.1)

В пяти минутах ходьбы от Площади 1905 года можно буквально наткнуться сразу на несколько классических конструктивистских построек. Здесь вам и легендарный Второй Дом Советов, он же Дом Чекиста (ул. 8 Марта, д. 2), через дорогу Дом Старых большевиков (ул. 8 Марта, д. 1), тут же рядом эклектичный Дом работников УНИХИМа (ул. 8 Марта, д. 5), и если немного пройти к северной границе площади – Клуб совторгслужащих (ул. Володарского,  д. 9). Из этой когорты новой конструктивистской застройки центра Свердловска выбивается многоквартирный жилой дом по адресу ул. Вайнера, д. 1. Это – «Дом Уралмета». Объект представляет собой своего рода модель для сборки. Более того, если взглянуть на дом с высоты птичьего полета, он словно напоминает кусочек детского конструктора треугольной формы. Сборка всех деталей до современного состояния растянулась почти на 70 лет. Жилой 4-этажный дом (часть, которая выходит на улицу Вайнера), построенный в 1928 году, был сдан в эксплуатацию в 1930 году и первоначально предназначался для проживания иностранных специалистов. В доме имелись двух-трехкомнатные квартиры улучшенной планировки, оснащенные достаточно большими по площади кухнями и ванными комнатами, что на тот период являлось большой редкостью в жилых домах города.

В середине 1990-х жилой дом был включен в структуру современного многофункционального здания, примыкающего к нему с двух сторон. Характерной деталью новой части дома является острый угол фасада, выходящий на перекресток улиц Антона Валека – Урицкого. Это своего рода дань уважения конструктивистскому прошлому объекта. Именно благодаря этому элементу дом иногда сравнивают с «домом-утюгом» (Флэтайрон-билдинг) в Нью-Йорке.

Театр музыкальной комедии (просп. Ленина, д. 47)

Любите ли театр так как его любит, наверное, большая часть екатеринбуржцев? В маршрутном листе каждого театрала нашего города особняком стоит Театр музыкальной комедии. Театр с богатой историей, звёздными именами, незабываемыми постановками… Но, сегодня не о них, а непосредственно о самом знании легендарной «Музкомедии». Перекрёсток Главного проспекта и Вознесенского (сегодня проспекта Ленина и улицы Карла Либкнехта) мог бы смело называться «Театральным». Здесь на пересечении двух крупнейших городских улиц ещё в 1845 году было построено здание кинотеатра «Колизей». Напротив него в 1909 году на участке бывшей усадьбы был построен кинотеатр «Лоранж» по проекту екатеринбургского архитектора К.А. Полкова. Строение решалось в стиле модерн, с характерным рисунком оконных и дверных заполнений. По соседству с «Лоранжем» в 1915 году было построено здание Коммерческого собрания по проекту К. Т. Бабыкина. В коммерческом собрании, которое ещё называли клубом приказчиков, действовала небольшая оперная труппа. В 1920 году здесь открылся Дом Октябрьской революции, в котором проводились городские собрания, лекции, концерты, одно время тут работал театр рабочей молодежи – ТРАМ и помещался клуб строителей. В 1924 году здесь выступала ленинградская труппа сатиры «Летучая мышь». В 1932-1933 годах клуб перестраивается под театр. Автор проекта реконструкции не установлен, возможно, им был инженер Лебединский. В результате реконструкции уличный фасад кардинально видоизменен – в новых очертаниях воспет модный в те годы конструктивизм. В 1962-1963 годах проведена реконструкция, после которой театр стал играть доминирующую роль в организации пространства двух главных магистралей города.

Источники:

Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области

Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области

«Свод памятников истории и культуры Свердловской области». Том 1, 2007

Н. Н. Бердников. «Площадь трёх революций», 1976

Спрятанный конструктивизм: гуляем по ДК в центре Екатеринбурга, где собирались строители и бывал Ельцин

История Окружного дома офицеров: как спилили барельеф Сталина и зачем сюда едут американцы