СТЕПАНОВ А. В., СТЕПАНОВА Т. М.
Термин «айдентика» преимущественно соотносят с областью проектирования образного и рекламного графического стиля продукта. Но в последнее время значения термина заметно расширяются (умножаются). Например, недавно появилось и включено в практику понятие «айдентика места», относящееся к идентификационной компоненте имиджа региона.
Под айдентикой места понимают комплексную систему визуальной коммуникации, способствующую формированию имиджа региона и усиливающую эффективность по взаимодействию с потребителями, повышающую доверие и стимулирующую рост репутации и известности того или иного региона среди других регионов [6].
Выход смыслов айдентики за пределы графического стиля продукта естественен, так как сама этимология термина «апеллирует» к его многозначности и разнообразию. Напомним, что англоязычные термины identik, identical, identification, identify, identity и т. п. являются символическими значениями такого поля родственных понятий, как аналогичное, тождественное, то же самое, одинаковое, идентичное, объединенное в целое, подлинное и т. д. и т. п. Сегодняшняя «новая коммуникативная среда» во много раз увеличивает доступность информации и динамику ее распространения. В то же время она не создает эффективно воздействующий образ продукта своими силами. Для увеличения уровня эффективности айдентики требуется произвести качественный коммуникативный продукт, посредством которого творец и потребитель, адресант и адресат на- ходили бы друг друга естественным образом, включались в активный актуальный диалог.
В целостной презентации города — в нашем случае Екатеринбурга — одну из важнейших нагрузок несет архитектура. Необходимость формирования позитивного имиджа города в современном информационном обществе стремительно вырастает. Имидж существенно влияет на капитализацию и развитие города как современной открытой системы.
Екатеринбург сегодняшнего дня ставит перед собой «амбициозные» цели быть включенным в реестр городов, известных не только в нашей стране, но и в мире. Для этого в последние годы осуществлен ряд различных знаковых мероприятий и принята программа развития города в контексте мирового сообщества. Екатеринбург активно включился в борьбу за внутренние и внешние инвестиции, экономические и социокультурные рейтинги, привлечение туристических потоков, осуществление международных политических, культурных, спортивных и других программ. Эта включенность, безусловно, касается и архитектурной компоненты.
Архитектура Екатеринбурга как составляющая айдентики места на сегодня не получила четко обозначенного предмета рассмотрения, хотя отдельные стороны этого аспекта фигурируют в научно-теоретических и проектных исследованиях. В целом же взгляд на архитектуру Екатеринбурга определен профессионально-архитектурным подходом, включающим историю архитектуры города, организацию городского пространства, вопросы архитектурного проектирования и др.
Тем не менее именно в рамках исследования истории архитектуры города вызрел уникальный аспект рассмотрения пространственно-временного континуума нашего города, задающий актуальный вектор продвижения екатеринбургской айдентики места. Связан данный аспект со стилем (направлением) конструктивизм.
Возникновение термина «конструктивизм» приписывают России и относят к 1920 г. (Г. Рихтер, журнал «G», № 3, Берлин, 1924 г.). В Европе термин «конструктивизм» появился позже — в 1922 г. (возможно, это свя- зано с деятельностью Л. Лисицкого).
Конструктивизм как стиль появился и реализовался в архитектуре Екатеринбурга в 1920–1930-е гг. В последние годы в Екатеринбурге и за его пределами к конструктивизму проявляется заметный интерес. Стала подчеркиваться уникальность «конструктивистского архитектурного собрания», выражающаяся, во-первых, в его массиве, составляющем около 150 памятников, во-вторых, в наличии объектов, представляющих архитектурную ценность (Городок чекистов, гостиница «Исеть» и др.) и приоритетность (Белая башня).
Как известно, гостиница «Исеть», например, стала объектом, который воспроизведен как образец современной архитектуры на марке в Испании (1926 г.), а Белая башня была в свое время крупнейшим в мире резервуаром для хранения воды.
Факты преимущества и рекорды не должны исчезать из исторической памяти, не только связанной с нашим городом, но и вообще из совокупного исторического контекста. Выдающиеся достижения — это не просто состоявшиеся «события» пространственно-временного континуума, не отдельные «строения», «объекты», «формы» и т. п., а определенные временем объективные маяки, вехи, по которым осуществляется ориентировка развития соответствующей области деятельности чело- века, а стало быть, и само развитие человека как социального системного объекта.
Лежащий в основе конструктивистского подхода идеал «эстетизации конструкции», с подчеркиванием конструкции как выразительного элемента композиции, наиболее последовательно и отчетливо проявил себя именно в архитектуре. Хотя до сих пор совсем не исследована связь «конструктивизма архитектурного» с аналогичными подходами, проявившегося в творчестве екатеринбургских скульпторов, художников. Возможно, что в 1920–1930-е гг. обозначили себя на уральской почве некие похожие, в чем-то родственные, тенденции. Об этом может свидетельствовать, например, упоминание об участии в художественной выставке 1921 г. живописца А. Лугаськова, геометризированное композиционное творчество которого квалифицировалось в то время как «формалистическое трюкачество» . В 2013 г. появились сведения о найденном в Екатеринбурге скульптурном барельефе (портрет О. Родена) авторства архитектора-конструктивиста Г. Валенкова, выполнившего клуб ДОСААФ, комплекс жилых зданий на проспекте Ленина. Памятник Свободе скульптора С. Эрьзи, прозванный в народе «Ванька Голый» (1920 г.), отличался обобщенностью и крупными планами форм, сохранял цельность мраморного блока, в определенной степени соответствовал идеям конструктивизма.
К этим фактам можно добавить и используемую в 1920–1930-е гг. «конструктивистскую» методику преподавания рисунка в Екатеринбургском художественно- промышленном техникуме (ныне СХУ им. И. Д. Шадра), в которой в той или иной мере присутствовала идея акцентуации конструкции при анализе формы изображаемого объекта.
Что касается конструктивистской архитектуры, то ее воплощение в городской среде не ограничилось формированием значительного массива зданий и сооружений, (на сегодня их насчитывается около 150).
Конструктивизм стал на последующие годы как бы «камертоном стилевой застройки» Свердловска-Екатеринбурга, характерными чертами которой стали лаконичность формы, геометрическое обобщение конструкции и оформления стен, гладкие поверхности, ленточные окна, предельно ясная функциональная организация зданий, выявление секционных структур, комбинации геометрически оформленных объемов, минимальность использования декора и другие составляющие, которые по характеристикам созвучны принципиальным подходам конструктивизма к формированию образа архитектурных сооружений и городской среды в целом. Лаконичность и простота внешнего образа Екатеринбурга складывались не стихийно, а были подчинены определенным социальным задачам построения крупного социалистического города в сжатые сроки. В данном случае «принципы конструктивизма» и «принципы ударного коммунистического труда» совпали в пространственном и временном аспектах. Требовалось быстрейшее формирование города, ставшего в 1923 г. центром огромной Уральской области, а для этого, как следствие, был необходим под- ход по принципу «ничего лишнего», который был увиден в новых тенденциях архитектуры.
Социально обусловленный подход к формированию городской среды обитания в «постреволюционный» период начала ХХ в. был направлен на быстрейшее обеспечение советского человека необходимым минимумом «жилищных благ», что совпало с принципом «ничего лишнего», который, в свою очередь, отчетливо прослеживался в таких тенденциях реальной архитектуры, как так называемые протоконструктивизм, конструктивизм, функцио- нализм.
В последнее время застройка Екатеринбурга сопровождается агрессивным вторжением новых объектов в историческую городскую среду. Это выразилось в так называемой «точечной застройке», неумеренном «повышении эстетичности» центральных районов, маловыразительном облике многих строящихся зданий и сносе исторических памятников. Современная городская среда разрастается быстро и «недружелюбно» по отношению к историческому наследию, порой поглощая его, отчуждая человека от исторической памяти, лишая его возможности позитивного эстетического восприятия архитектурной среды прошлого.
Здесь следует твердо придерживаться видения состоявшегося исторического пространства как «обретшего свои границы». Вторжение в эти границы должно быть строго контролируемым. Нельзя безоглядно отрицать исторический опыт, оттеснять его на периферию «архитектур-но-градостроительного сознания». В противном случае мы можем потерять не только урбанистическую среду, но и лишиться естественной творческой человеческой коммуникации, ценностных ориентиров.
Конструктивизм в массиве исторического архитектурного наследия нашего города занимает не только свою стилевую нишу, но и является самым крупным историко-культурным явлением в архитектуре Екатеринбурга. Это требует формирования особого отношения к нему: синтеза внимания, изучения, всесторонней поддержки, а также вы- деления его именно как явления уникального, имеющего не только муниципальное, но и всероссийское и международное значение.
В сложившейся ситуации конструктивизм приобретает особый вес для архитектурной истории, для истории вообще и современного урбанистического статуса Екатеринбурга.
Город, имеющий архитектурную историю, как правило, архитектурно многослоен. Архитектурные слои Екатеринбурга содержат в своем комплексе «конструктивистский слой» — самый яркий и количественно доминирующий по составу нетривиальных сооружений. Ценность представляют не только отдельные здания и сооружения, но и «новая градостроительная идея», выраженная в конструктивизме отчетливо и динамично.
Что касается этой новой идеи, то в екатеринбургском конструктивизме, на наш взгляд, реализована интересная жизнеспособная градостроительная идея, а именно включение в прямоугольные массивы улиц цилиндрических, полуцилиндрических объектов. Это придало улицам города некую новую семантику — «шарнирность» перекрестков (например, район гостиницы «Исеть»), что логически организовало архитектурное пространство, придало ему динамику и структурную ясность.
Данная идея в современных условиях получила свое логическое развитие в целом ряде уличных пространств, в которых взаимодействие прямоугольных и цилиндрических форм стало базовым конструктом и придало пространству определенную целостность и гармоничность во взаимодействии с исторически сложившейся средой.
Конструктивистская градостроительная стратегия актуализируется в новых условиях, что свидетельствует о жизнеспособности конструктивистских идей, их не только образ- ной привлекательности, но и новых функционально прагматических возможностях.
Конструктивизм дал вектор развитию городской среды не как комбинации отдельно стоящих зданий (завершенных, самодостаточных) и не как комбинации организованных архитектурных комплексов зданий, а именно как целостному организму города со всеми его взаимосвязями, функционирующими в аспектах прагматики и эстетики.
Конструктивизм стал для Екатеринбурга если не концептом так называемого непрерывного городского проектирования, то безусловной его предпосылкой. Тем самым обозначен новый подход к формированию городской среды, больше связанный не со статичным, а непрерывным генеральным планом. Генеральный, или общий, план города совсем не является документом, который возникает из какой-то дорогостоящей программы гигантских усилий, открытий и решений, документом, который меняется спорадически, пока годы спустя не возникнет следующий приступ аналогичной деятельности. Он всегда настолько актуален, насколько это необходимо. Нет никаких претензий к тому, что он интеллектуально или аналитически не является завершенным в любой заданный момент. Скорее всего, это непрерывно меняющееся олицетворение того, что город в состоянии сделать и намерен выполнить в отношении своего будущего». Конструктивизм как идентифицирующее Екатеринбург явление требует не только поддержки в рамках вербально-визуальных сообщений, т. е. поддержки функциональными средствами коммуникативного, точнее информационного дизайна, но и той или иной особенностью, а также совокупностью реальных средовых условий: выделением объекта, его акцентированием, обособлением, выявлением и подчеркиванием аттрактивных качеств и т. д. Средовая коммуникативная поддержка конструктивизма должна осуществляться не стихийно, а в рамках программы, направленной на целостное восприятие конструктивизма адресатом именно как стиля, существенно по- влиявшего на развитие «ойкумены» Екатеринбурга…
- Академический Вестник Уралниипроект РААСН. 2014. №2