Куницына П. В.
Екатеринбург относится к крупнейшим городам нашей страны с богатой архитектурой. Наш город один из важнейших индустриальных центров нашей страны, который украшают памятники различных интересных архитектурных стилей: модерн, классицизм, неорусский стиль. Самым выдающимся является конструктивизм.
«…Встает внезапно домами Свердловска новый город: работник и воин. Встает новорожденный город Свердлова. Полунебоскребы лесами поднял, чтоб в электричестве мыть вечера, а рядом – гриб, дыра, преисподняя, как будто у города нету «сегодня», а только – «завтра» и «вчера». У нас на глазах городище родится из воли Урала, труда и энергии!» [2]. Эти строки Владимир Маяковский написал в 1928 году, когда он побывал в Свердловске – ныне Екатеринбурге. И действительно, в 20–30-е годы XX века начинает формироваться облик города Свердловск только из ста пятидесяти объектов конструктивизма.
Конструктивизм принято считать явлением нового, авангардного, пролетарского искусства. Оно появилось в результате поиска новых форм и забывания «старого». Тогда искусство должно было служить производству. Большинство тех, кто примкнул к течению конструктивистов, стали идеологами «производственного искусства», чтобы «сознательно творить полезные вещи», создавать нового гармоничного человека, который бы пользовался удобными вещами и жил в благоустроенном городе.
Сегодня мы видим, что характерными чертами в архитектуре конструктивизма являются: строгость, масштабность, лаконичность и геометричность форм, отказ от декора, монолитность внешнего облика, простой и блеклый, невыразительный, бесцветный стиль.
У создателей конструктивизма было несколько важных задач, которые отражали молодую советскую идеологию, требовавшую обустроить окружающую среду таким образом, чтобы не столько вождь, сколько сама архитектура направляла все жизненные процессы людей. Дом стал для трудящихся машиной для жилья, главное в нем – функция, а не украшательства. Жить в таких домах предполагалось коммуной: столовая-общепит, спорт, воспитание детей, решение других социальных вопросов строго коллективистки. Конструктивизм приветствовал отказ от буржуазной эстетики и от национальных особенностей – все в угоду новому интернациональному стилю.
Свердловск стал сердцем возрождающегося Урала и одним из крупнейших центров конструктивистской архитектуры Союза, в котором работали такие архитекторы, как Т. К. Бабыкин, А. М. Тумбасов, И. П. Антонов, Е. Н. Коротков, В. Д. Соколов, А. Б. Горшков, С. В. Домбровский.
Людей, стремящихся душой к прекрасному, людей, которые ценят красоту и ищут вдохновения, всегда будут привлекать интересные памятники архитектуры, каким является Дом физкультурника «Динамо». Строительство спортивного клуба началось в 1929 году и завершилось к 1934 году. Данный памятник архитектуры конструктивизма является не только городским символом, но и уникальным примером использования ландшафтных особенностей места – он расположен на набережной реки Исеть на улице Еремина 12. Главный фасад напоминает нам корабль с его мачтами, мостиками, круглой кормой, составленный из отдельных павильонов со смотровой площадкой на крыше. «И плывёт по городскому пруду дом – «кораблик», символ авангарда, представляющий комплекс «Динамо» и напоминающий нам о дерзких замыслов зодчих 20-го века» .
Чтобы добраться до следующего архитектурного памятника конструктивизма, следует выйти на улицу Ленина. На противоположной стороне, на Площади Труда, стоит Здание облисполкома КПСС. В Свердловской области – это самое крупное административное сооружение, построенное в 1930-е гг. в конструктивистском стиле. Здание по задумке архитекторов: С. Е. Захарова, А. К. Макарова, И. Ф. Неймана представляет комплекс, состоящий из двух корпусов: Г-образного и семиэтажного жилого дома, объединенных между собой переходами на уровне второго, четвертого и шестого этажей. Как мы видим «все богатство мыслей, сведенное к самым простым, сжатым формам» составляет смысл архитектуры конструктивизма.
Пройдя дальше по улице Ленина, слева от нас мы увидим следующий памятник конструктивизма, построенный в 1933 году по проекту московского архитектора К. И. Соломонова – Дом связи, ныне Главпочтамт. В этом крупнейшем восьмиэтажном здании на Урале жители города могли и могут получать почтовые услуги. Фасады здания представляют собой интересную композицию из сочетания разных кубических объемов, состоящих из плоскостей, изрезанных мелким остеклением.
Напротив Главпочтамта, Первый Дом горсовета (другое название – жилой дом партийной элиты), который был построен в 1927–1928 гг. по проекту архитектора С. В. Домбровского. Здание характерно для раннего конструктивизма с присущей ему декоративной символикой. Основными элементами композиции фасада являются треугольные балконы с лепными вставками в виде советского герба.
Через 5 минут пути перед Вами появится здание Уралснабсбыта в квартале между улицами К. Либкнехта и Толмачева. Архитектор Н. И. Жеманов предложил выделить сооружение в общей застройке таким образом, чтобы оба скругленных угла выходили на фронт этих улиц. Сейчас здесь размещается Уральская государственная архитектурнохудожественная академия.
Пройдя немного, мы увидим перед собой еще один яркий пример значительной по масштабу конструктивистской архитектуры. Перед нами знаменитое здание Дома печати. Композиция здания строится на объединении двух разных по протяженности и функции корпусов вертикальным полукруглым объемом лестничной клетки. Удачно найденный архитектором В. А. Сиговым конструктивистский образ производственного здания отражает постоянную динамику оперативной газетной информации [3, с. 59]. Сейчас это культурно-развлекательный комплекс с одноименным названием, в котором расположилось множество площадок: кафе, фотозоны, рестораны, ночные клубы, магазины.
Через два перекрестка мы окажемся возле символа города Екатеринбург – крупнейшего комплекса Городок Чекистов (другое название – жилой комбинат НКВД), состоящего из 14 корпусов, построенного по проекту архитекторов И. П. Антонова, В. Д. Соколова и A. M. Тумбасова в 1929–1936 гг., напоминающего современный микрорайон. Общежитие молодых сотрудников НКВД, сейчас гостиница «Исеть», является частью комплекса и представляет собой 11-этажное здание полуцилиндрической формы, напоминающее подкову. Как отмечала известный исследователь истории архитектуры Свердловска А. А. Берсенева «для облика города Городок стал воплощением пролетарской по духу архитектуры, за много лет предугадавшей комплексность как главную цель градостроительства нашего столетия. Это уникальное явление не только для нашего города, но, вероятно, и для всего советского конструктивизма».
По соседству с гостиницей «Исеть» находятся два Жилых комплекса Домгостяжпромурала.Архитекторами комплексов были
Г. П. Валенков и Е. Н. Коротков. Их внутренняя структура поражает, так как она разработана с учетом требований повышенного уровня комфорта за счет широких трехмаршевых лестниц, лифтов, высоких потолков, пешеходных коммуникаций и озелененных пространств внутренних дворов.
Завершающим зданием нашей экскурсии по памятникам конструктивизма стал Клуб строителей, состоящий из трех отдельно стоящих, но взаимосвязанных между собой зданий: клубной, зрелищной частей и корпуса спортзала. Клуб являлся площадкой для добровольного общения людей вне работы. Автор здания Я. А. Корнфельд применил в здании типичные формы и элементы конструктивизма: круглые и вертикальные светопроемы, западающие и выступающие объемы отдельных участков фасада. Все три здания связываются между собой через внутренние пешеходные коммуникации.
Русский конструктивизм – уникальное явление, намного опередившее свое время и за короткий период существования (1920-е – начало 1930-х годов) заметно изменившее отношение к объему и пространству, задачам архитектуры, приемам проектирования и выбору строительных материалов.
Увы, замысел конструктивистов и их последователей – дать людям максимум удобств, приблизить социальные блага к месту проживания (общие библиотеки, коллективное воспитание детей, общепит) – разбивались о несовершенную политико-экономическую базу страны.
Наследие конструктивизма в Екатеринбурге – Свердловске имеет мировую ценность. Сейчас в Екатеринбурге насчитывается 150 общественных, жилых, производственных объектов, по которым можно углубленно изучать революционное направление зодчества 20-го века и построение социализма.
Но вопрос обращения с конструктивистским наследием остается сложным и открытым. Свердловский конструктивизм ординарен, но нельзя забывать, что это ординарность архитектуры 20–30-х годов, сделавшей огромные успехи и выдвинувшей советскую архитектуру на первое место в мире.