К вопросу атрибуции Дома печати в Cвердловске

Михайлова Л. Г.

Актуальность темы статьи связана с исследованием художественного языка архитектуры конструктивизма, его единства и выразительности в создании новых типов зданий и сооружений, рожденных эпохой строительства социализма. Для раскрытия темы мы обращаемся к анализу Дома печати (Свердловск, 1930), позволяющему оценить место архитектуры Дома печати в создании арсенала конструктивистских приемов и форм, при создании нового типа промышленного здания. Это, в свою очередь, позволяет решать вопросы авторства проекта Дома печати. Решение правительства о социалистической индустриализации страны, отводившее Свердловску особое место административного центра крупного промышленного региона России, стало судьбоносным для города. Свердловск относится к числу городов, исключительно быстро выросших за годы довоенных пятилеток. Это потребовало от архитекторов разработки совершенно новых типов зданий, которые трудно классифицировать. Любое построенное в эти годы сооружение, как правило, было полифункциональным. Архитектура Свердловска с конца 1920–1930-х гг., которую наиболее ярко характеризует конструктивизм, отразила сложное время построения социализма в нашей стране. Конструктивизм — направление в советском искусстве и архитектуре 1920-х гг., возникшее перед Октябрьской революцией 1917 г. в рамках рациональной ветви стиля модерн. В 1921 г. создана рабочая группа конструктивистов.

В 1925 г. создана творческая организация Объединение Современных Архитекторов (ОСА), представители которой разрабатывали функциональный метод проектирования зданий и градостроительных комплексов, утверждали в архитектуре технологическую целесообразность архитектурной формы. Конструктивизм активно проявился в архитектуре, дизайне, в оформительском и театральном искусстве, в графике, искусстве книги и плаката, в архитектурной и художественной теории. Приверженцы конструктивизма стремились к революционному переустройству жизни, конструированию среды общественного бытия, провозгласили новые эстетические идеалы простоты, демократичности, утилитарной целесообразности предметного быта. Эти принципы реализованы в теории и практике братьев Весниных, М. Я. Гинзбурга, К. С. Мельникова и др. Принципы «современного движения» продекларированы в журнале «Современная архитектура», издаваемом при государственной поддержке Объединением Современных Архитекторов. М. Я. Гинзбург в программных статьях характеризовал конструктивизм, рожденный революцией, как стиль, формирующий свой рабочий метод в период строительства новых хозяйственных взаимоотношений, строительства социализма. Он утверждал, что именно этот стиль настойчивее всего диктует архитектору «изобретение» новых типов архитектуры, новых организмов, которые кристаллизуют новые производственные и бытовые взаимоотношения, новый социалистический быт. Объясняя свои искания, он обращался к периоду формирования архитектуры Греции и Рима, когда возникала греческая хозяйственная и культурная жизнь. Например, нужно было, прежде всего, «изобрести» ряд архитектурных организмов, вызванных к жизни новыми взаимоотношениями между людьми, уровнем хозяйственных и технических возможностей. Тогда «изобретены» греческий храм, греческий театр, греческий стадион. Это были изобретения в полном смысле слова, поскольку каждая деталь объяснялась конкретной утилитарной потребностью. Но когда они уже были совершены, взаимоотношения стабилизированы, греческий архитектор начал все более и более дифференцировать художественную сторону работы, так как «изобретать» ему больше было не нужно.

Таким образом, провозглашает М. Я. Гинзбург, в эпоху строительства социализма задача архитектора, прежде всего «изобретение» новых конденсаторов жизни — новых типов архитектуры.

Конструктивизм, по мнению М. Я. Гинзбурга, — это не отвлеченная теория, а функция эпохи. Каждое новое решение архитектора, будь это жилой дом, клуб, фабрика, мыслилось им как «изобретение» совершенного типа, отвечающего своей задаче и пригодного к размножению в любом количестве, сообразно с потребностями государства. Конструктивисты не видели принципиального отличия между деятельностью архитектора и инженера. Включая архитектуру в общую производственную цепь страны, они преодолевали обособленность, которая существовала в дореволюционный период между различными видами архитектурной и инженерной деятельности. Аскетизм нового метода архитектуры виделся им аскетизмом молодости и здоровья, бодрым аскетизмом строителей и организаторов новой жизни.

Именно в новых типах зданий, рожденных новым строем, с определяющей функциональной ролью и конструктивистским исполнением, архитекторы нашли широкое применение своим творческим исканиям. Они проявились в создании выразительных индустриальных комплексов, а также отдельных зданий и сооружений. Рациональный конструктивистский стиль, выработанный зодчими при создании производственных зданий, сохранился в производственных зданиях вплоть до 1940-х гг. Арсенал конструктивистских приемов и средств, применявшихся в композиции промышленных зданий, оказал большое влияние на дальнейшее развитие всей современной архитектуры. Свердловск, как никакой другой город, насыщен памятниками архитектуры, возведенными в стилевых формах конструктивизма. Деятельность свердловских архитекторов, протекавшая в условиях колоссального напряжения творческих сил при предельно сжатых сроках проектирования и огромного объема работ, несмотря на некоторые недостатки, можно определить как прогрессивную. Создание сооружений, отвечающих требованиям общества, многосторонний подход к архитектуре — все это четко прослеживается в лучших сооружениях. С первых шагов советской власти была провозглашена государственная политика вовлечения в общественную жизнь миллионов жителей страны. Это потребовало от архитекторов разработки в Свердловске совершенно новых типов административно-деловых зданий, таких как Дом связи, Дом контор, Дом промышленности, Дом профсоюзов, Дом культуры, Дом кино. Среди таких объектов строительства образцами архитектурной символики явились и спортивные клубы — Дом физкультуры и Дом обороны. В Свердловске в этот период было проведено два больших всесоюзных конкурса — один на проект Дома промышленности, второй — на проект большого синтетического театра. В целом свердловское отделение ОСА внесло ощутимый вклад в историю строительства в Свердловске.

В 1920–1930-е гг. на Среднем Урале сформировалась особая отрасль современной архитектуры — архитектура промышленных зданий и сооружений. В 1923 г. Екатеринбург стал первым в России областным городом — центром большой Уральской области с 45 округами. Уральская область включала в себя территории современных Свердловской, Пермской, Тюменской, Челябинской, Курганской областей. В решении ВКП(б) 1925 г. о социалистической индустриализации страны Свердловску предназначено было особое место. Новый статус административного центра крупного промышленного региона России обязывал к преобразованию его застройки. Окрисполком принял решение о перепланировке центральной части города. К 1926 г. эскизный проект перепланировки города выполнен инженером-архитектором Н. А. Бойно-Родзевич с применением новейших изысканий градостроительной науки тех лет. В 1925–1927 гг. накануне составления нового генерального плана города ведутся подготовительные топографо-геодезические работы. Новая схема генерального плана отражала увеличение городских территорий, новое направление производственной деятельности, размах промышленного и гражданского строительства. Эта работа являлась подготовительным этапом к созданию плана «Большой Свердловск», который проектировался под руководством архитектора С. В. Домбровского. Черновой вариант генплана разработан в 1930 г., а набело закончен к 1937 г. Планом «Большой Свердловск» главной площадью города обозначалась площадь «двух театров», которую формировали Дом промышленности, гостиница «Большой Урал», Синтетический театр, «Городок чекистов», Клуб строителей и Дом печати, ставший одним из ярких примеров конструктивистской архитектуры в Свердловске. Здание Дома печати расположено по адресу: г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 49. Переданный созданной в Свердловске типографии «Уральский рабочий» для осуществления производственной деятельности, Дом печати является примером здания, столичного по духу и значительного по масштабу, выполненного в стилистических формах конструктивизма. Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 г. № 624 здание внесено в Государственный список памятников истории и культуры Российской Федерации, принимаемых под государственную охрану, как памятник архитектуры «Здание типографии издательства «Уральский рабочий». 1930 г. Арх. Г. А. Голубев» и является объектом культурного наследия республиканского (федерального) значения. Если использовать терминологию М. Я. Гинзбурга, то можно сказать, что здание Дома печати является «изобретением» нового типа промышленного здания, ранее не существовавшего в нашей стране. Выстроенное в 1930 г., здание является образцом промышленно-административного общественного сооружения. Оно не имеет аналогов в дореволюционной практике.

Для строительства Дома печати Уралполиграфу предоставили участок, где ранее находилась усадьба верхотурского купца Павла Александровича Конюхова по ул. Ленина, № 49/1, на углу с ул. Тургенева. На участке имелась застройка, стоимостью в 70 000 рублей, как предназначенная к сносу. По ул. Ленина граница участка, отведенного под строительство, проходила по границе с участком Дома Октябрьской революции, расположенного по ул. Ленина, д. 47. По ул. Ленина участок имел размер 122,6 погонных метра, а по ул. Тургенева — 76 погонных метров. Угловое положение участка давало возможность хорошего освещения для производственных работ. Местность имела значительный уклон по ул. Ленина от ул. Тургенева и по ул. Тургенева, так как этот участок расположен на южном склоне Вознесенской горки. Разница между крайними точками составляла 4,5 м. Дом печати по своей сути представлял целый комбинат. Заказчиком выступил Уралполиграф, который при разработке технического задания на строительство здания принимал во внимание пятилетний план развития этой отрасли, необходимое количество машин для производства и их габариты. Проектирование здания было поручено в 1928 г. Уральскому областному отделению Государственного института по проектированию новых металлозаводов. Дом печати как комбинат по производству печатной продукции состоял из следующих производственных структур, которые должны быть размещены в одном здании: типография для газет с самостоятельной экспедицией; книжно-брошюрная типография с самостоятельной экспедицией; отдел литографии; коробочно-картонажное отделение и многое другое. Кроме того, в здании должны быть размещены издательства газет и журналов с самостоятельными входами, независимыми от производства.

Основной задачей архитектуры конструктивизма в проектировании данного объекта была работа над созданием нового типа социалистически-рационализированной фабрики. Вопросы планирования помещений полиграфической промышленности в таком объеме никогда не ставились в нашей стране. Они были сложными и неосвещенными в специальной литературе в подобном сочетании, учитывая и зарубежный опыт. Путь, совершаемый бумагой по этажам, должен быть наиболее краток. Расположение помещений по этажам подчинено этому потоку, равно как и ширина здания, высота помещений и т. д. Необходимо было:

• учесть освещенность, вентиляцию помещений, учитывая вредность производства;

• рассчитать тяжесть оборудования для учета нагрузок на фундамент и грунты; учесть складские помещения для хранения как бумаги, так и готовой продукции и ее вывоз;
• предусмотреть приобретение и возможности установки самого сложного и современного оборудования для полиграфической промышленности, известное на то время;
• учесть котельную на угле и жилые помещения для сотрудников.
Приказом ВСНХ от 17 ноября 1928 г. № 143 определены нормы промышленного строительства. Планировка здания должна была неукоснительно соответствовать им. Строительный отдел Государственного института по проектированию новых металлических заводов располагался в здании Свердловской товарной биржи, 3-й этаж. Автором проекта, «изобретателем» нового типа здания является старший инженер института В. А. Сигов: «проектировал Сигов» — так документирован каждый лист проектного материала, подготовленного к согласованию к концу 1928 г. Первый проект представлен для согласования в декабре 1928 г. Все производственные помещения предусмотрены в части здания, расположенной по пр. Ленина, тогда как редакционные, конторские помещения были расположены в корпусе, расположенном на ул. Тургенева. Здание имело три этажа. Главным являлся южный фасад здания по пр. Ленина. Его центральная часть была выделена повышенной частью с надписью назначения здания, что характерно для зданий, выполненных в стилистике конструктивизма. Пояснительная записка к проекту досконально, с рисунками, показывала производственный процесс, который предполагался в здании для осуществления наиболее рационального размещения производственного процесса. Проект был одобрен в общих чертах и предложен для дальнейшей доработки. 13 апреля 1929 г. институт предложил для рассмотрения в службу строительного контроля дополненный и исправленный вариант Дома печати. В данном проекте предложена высота в четыре-пять этажей. Производственные помещения с установкой тяжелой техники занимали полностью все этажи здания по ул. Ленина. Центральная часть Дома печати со здания с ул. Ленина перенесена на угловую часть и выделена пятым этажом с парапетом. Этот проект в общих параметрах согласован 30 апреля 1929 г. Автором разработки проекта был также В. А. Сигов. Далее к доработке проекта подключились архитекторы ведущего в стране института «Госпроект» (г. Москва). Заведующим техническим отделом института на этот период был архитектор Г. А. Голубев. Под его руководством выпущен в производство окончательный проект Дома печати. Проект выполнен 4 апреля 1930 г. и представлен для согласования. Произошли некоторые корректировки не только в оформлении фасадов здания, но и в размещении производственных площадей. Так, офисные помещения редакций перенесены из корпуса, расположенного по ул. Тургенева, на последний четвертый этаж, заняв полностью всю площадь этажа. Тогда как производственные помещения заняли полностью все помещения первых трех этажей. 19 апреля 1930 г. проект согласован для производства работ.

Четырехэтажный оштукатуренный объем здания, расположенный в центре Свердловска, на пр. Ленина, фланкирует с запада площадь Парижской коммуны, которая в 1920-е гг. планируется как главная площадь Свердловска. Южный фасад здания расположен по красной линии пр. Ленина, тогда как восточный фасад расположен по красной линии ул. Тургенева. Здание Дома печати построено из монолитного железобетона, перекрыто двухскатной кровлей. Композиция здания строится на объединении двух разных по протяженности и функции корпусов вертикальным полукруглым объемом эркера лестничной клетки, которая дополнительно выделена по фасаду цветом. Подрезанный снизу объем лестничной клетки является одновременно козырьком запасного входа в здание с ул. Тургенева. Закругленная угловая часть основного протяженного объема здания на уровне первого этажа имеет заглубленное пространство, которое фиксирует расположение главного входа в типографию. Протяженные, ленточной формы оконные проемы аскетичных фасадов подчеркивают принадлежность здания к производственному типу. Удачно найденный архитектором В. А. Сиговым конструктивистский образ производственного здания отражает постоянную динамику производства как печатной продукции, так и оперативной газетной информации. Найденную В. А. Сиговым форму оконных проемов, с небольшими промежутками стены, дополнил и усилил Г. А. Голубев, сделав полностью ленточное остекление, без участия стены, добавив строгого благородства этому сооружению. Но именно за это архитектура здания Дома печати подвергалась критике. Сплошные «ленты» стекла критиковались как неоправданные в условиях уральского климата.

В марте 1934 г. на первых трех этажах разместились издательство «Уральский рабочий» и типография, а четвертый этаж заняли редакции газет «Уральский рабочий», «На смену!», фотохроника ТАСС и др. В период Великой Отечественной войны, осенью 1941 г., в Свердловск был эвакуирован Союз писателей СССР во главе с А. А. Фадеевым. Они разместились в Доме печати и создали в октябре 1941 г. на его базе, для работы в период Великой Отечественной войны, Литературный центр (Литцентр) Союза писателей на Урале. В руководстве Литцентра работали писатели Анна Караваева, Павел Бажов, Лев Кассиль и др. Литцентр работал в здании дома печати в 1941–1943 гг.

Заключение

История проектирования и строительства здания Дома печати в Свердловске в 1930 г. связана с историей зарождения и становления советского государства, а также стилевых форм конструктивизма в архитектуре промышленных зданий и сооружений. Здание не имеет аналогов в дореволюционной практике. В. А. Сигов является автором проекта «изобретения» нового типа здания Дом печати, созданного коллективом Уральского областного отделения Государственного института по проектированию новых металлозаводов: «проектировал Сигов». Когда «изобретения» уже совершены, создание нового типа здания осуществилось. Архитектор Г. А. Голубев в Москве дифференцирует художественную сторону работы. Таким образом, В. А. Сигов и Г. А. Голубев являются соавторами в создании нового типа архитектуры Дома печати, значит, необходимо ввести в документацию о строительстве в Свердловске здания Дома печати двух архитекторов как равноценных авторов проекта.

В сведениях по объекту культурного наследия, представленных для взятия на государственную охрану, автором проекта выступает только архитектор В. А. Голубев. В монографии Л. Н. Смирнова о памятниках конструктивизма в Свердловской области автором проекта здания Дома печати назван только В. А. Сигов. Необходимо констатировать, что создание — «изобретение» нового типа здания Дом печати — было осуществлено В. А. Сиговым («проектировал Сигов») в Уральском областном отделении Государственного института по проектированию новых металлических заводов и утверждено комиссией к строительству. В Москве, в «Госпроекте» архитектор Г. А. Голубев внес коррективы в конструктивистское решение фасадов здания.

Здание Дома печати является примером нового типа зданий, рожденных, «изобретенных» новым строем. с определяющей функциональной ролью и конструктивистским исполнением. В. А. Сигов и В. А. Голубев создали выразительный облик архитектуры промышленного здания, столичного по духу и значительного по масштабу, выполненного в стилистических формах конструктивизма. Здание расположено на главном городском проспекте, на строго отведенной территории. Рациональный конструктивистский стиль, выработанный зодчими при создании производственного здания, арсенал конструктивистских приемов и средств, применявшихся в его композиции, оказал влияние на дальнейшее развитие всей современной архитектуры. Здание Дома печати является памятником архитектуры конструктивизма. Архитектура Свердловска конца 1920-х — 1930-х гг., которую наиболее ярко характеризует конструктивизм, отразила сложное время построения социализма. Раскрытие нового социального содержания архитектуры, создание принципиально новых типов зданий, участие в создании нового архитектурного образа делает свердловский конструктивизм значительным явлением в истории советской архитектуры.

* Академический вестник УРАЛНИИПРОЕКТ. 2014. №4