КОНСТРУКТИВИЗМ СТОЛИЦЫ УРАЛА – КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ИМИДЖЕВОЙ РЕКЛАМЫ АВИАКОМПАНИИ «УРАЛЬСКИЕ АВИАЛИНИИ»

Патрушева Д.В.

В преддверии 2017 года, корпоративные клиенты и сотрудники авиакомпании «Уральские авиалинии» получили в подарок стилизованные календари на 2017 год. Их отличительной чертой стал функциональный минималистичный дизайн в духе плакатной графики 20х-30 годов прошлого столетия (рис.1). В шапке календаря изображены образы самолета и одного из главных символов Свердловского конструктивизма – здания гостиницы «Исеть».

Аналогичное изображение было использовано для наружного брандмауера (рис. 2) размещенного на здании архитектурной академии, на перекрестке улиц Карла Либкнехта и проспекта Ленина. Тот же дизайн был использован в ряде POS-материалов для распространения по всем городам присутствия авиакомпании: настольные и настенные календари, постеры, макеты для рекламы в печатных СМИ и т.д.

Имиджевая реклама «Уральских авиалиний» в 2017 году должна была отличаться от рекламы конкурентов. В качестве основного образа имиджевой рекламы в 2017 году, авиакомпания «Аэрофлот» выбрала девушку-стюардессу (рис. 3), а S7 – образы природы (рис.4). Компания-подрядчик, занимавшаяся разработкой концепции имиджевой рекламы для «Уральских авиалиний» и предложившая стиль плакатной графики, также предоставляла на рассмотрение руководству авиакомпании идеи использовать укрупненные изображения частей фюзеляжа — крыла, турбины, носовой части (рис.5). Подобные картинки в нужной обработке выглядят, скорее, как арт-объекты, нежели просто

фотографии судна. Однако руководство авиакомпании сделало выбор в пользу проекта в стиле плакатной графики 20-30 годов 20го столетия с отсылкой к модному в то время стилю в архитектуре – конструктивизму. В «Уральских авиалиниях» решили, что это поможет не только выглядеть иначе, чем конкуренты, но и акцентировать внимание на исторической родине «Уральских авиалиний».

Авиакомпания «Уральские авиалинии» была создана в декабре 1993 года после разделения Свердловского объединенного авиаотряда на аэропорт (ныне аэропорт «Кольцово», входит в группу «Аэропорты регионов») и авиакомпанию. Основная база для развития перелетов для «Уральских авиалиний» — город Екатеринбург. Позднее в столице Урала строится штаб, тренировочный центр и авиационный технический центр по обслуживанию воздушных судов [3]. Сегодня авиакомпания входит в ТОП-5 крупнейших авиаперевозчиков России по количеству перевезенных пассажиров в период с января по март 2017 года, рост пассажиропотока в сравнении с 2016 годом вырос на 28% [5]. Первые места занимают авиакомпании «Аэрофлот» и S7.

В условиях жесткой конкуренции важны не только грамотные тарифы и отлаженная работа авиакомпании, но и привлекательная имиджевая реклама. Основной принцип плакатной графики – лаконичность, использование ярких заливочных цветов, и условных, легко узнаваемых графических образов. И в этом плане выбор «Уральских авиалиний» более чем оправдан – конструктивизм является «визитной карточкой» г. Екатеринбурга (сегодня в городе сохранилось свыше 140 зданий, выполненных в этом стиле).

Конструктивизм (от лат. сonstructio – построение) – одно из оригинальных явлений советского искусства 20-х – 30-х гг., который предлагал переустройство,

«переконструирование» материальной среды посредством создания ясных, лаконичных, функционально оправданных форм [4, с. 158].

Концентрированным выражением подобного обновленного социального пространства представлялся современный город, который конструктивисты

стремились преобразить средствами массовой агитации и монументальной пропаганды – как политической, так и экономической, то есть рекламы. Воплощение этой идеи требовало:

  • обращения к формам монументальным, обобщенным;
  • использования лаконичной цветовой гаммы;
  • предельной функциональности всех элементов и отсутствия побочных;
  • метафоричности и символичности;
  • соединения с окружающей конкретикой городского ансамбля с его реальной действительностью, которая остается «сама собой» [6, с. 23].

Гостиница «Исеть» – один из ярких примеров Свердловского конструктивизма и является негласным символом Екатеринбурга советской поры, который очень любили помещать на фотооткрытках из серии «Города СССР». Изначально здание было спроектировано и построено как общежитие для молодых и малосемейных офицеров НКВД. Принято считать, что своим изогнутым видом здание обязано форме серпа, но по задумке автора проекта архитектора Антонова такой фасадом обеспечивал максимальную освещенность комнат общежития. Сегодня гостиница не работает, но осенью 2015 года она стала площадкой основного проекта III Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Гостиница относится к числу самых известных памятников конструктивизма в Екатеринбурге. В 20–30-е годы прошлого века Свердловск стал центром Уральской области, и в городе началось интенсивное строительство.

Оценивая рекламную кампанию 2017 года можно сказать, что руководство

«Уральских авиалиний» не только привнесло новизну в корпоративную рекламу, но и напомнило жителям города о нескольких страницах в истории столицы Урала, а также познакомило с ними и своих клиентов за пределами региона. Имиджевую рекламу, запущенную в 2017 году уже можно считать удачной. Это подтверждает и увеличение продаж билетов (в авиакомпании его связывают и с рекламой в том числе, цифры не называют, ссылаясь на коммерческую тайну), и

отзывы клиентов. Лаконичный дизайн рекламных материалов, отсыл к истории Екатеринбурга, пассажиры и просто жители города называют привлекательными (рис.6).

*«Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» № 9 2017  

Рис. 1. Календарь на 2017 год авиакомпании «Уральские авиалинии»

Рис.    2.    Брандмауэр    авиакомпании    «Уральские    авиалинии»    в    г. Екатеринбург

Рис. 3. Имиджевая реклама авиакомпании «Аэрофлот» 2017 г.

Рис. 4. Имиджевая реклама авиакомпании S7 2017 г.

Рис.5. Вариант календаря с изображением укрупненной части фюзеляжа

Рис.6. Скриншот обсуждения брендмауера «Уральский авиалиний» в социальной сети Facebook

*«Научно-практический электронный журнал Аллея Науки». 2017. №9