Постников С. П.
Основы исследований в области истории архитектуры Урала, в том числе Екатеринбурга, были заложены в трудах К. Т. Бабыкина и продолжены в работах других известных уральских архитекторов и искусствоведов. Большое значение имели результаты научно-исследовательских экспедиций Свердловского архитектурного института 1970–1980-х гг. по Программе
«Каменный пояс», в ходе которых были обследованы сотни памятников архитектуры Урала. По материалам экспедиций сформированы фонды и экспозиции уникального Музея истории архитектуры и промышленной техники Урала, официально открытого 29 марта 1975 г. в Ис- торическом сквере Свердловска.
В рамках данной статьи рассмотрена литература, вышедшая за последнею четверть века, когда исследователи смогли более объективно оценивать исторические факты и культуры.
«Продвинутые» информационные технологии не дают полную картину состояния исследований в этой области. Публикации по избранной тематике отбирались на основе исследования трудов известных архитекторов, искусствоведов, историков, а также анализа коллективных фундаментальных работ по истории региона. Автор старался выявить в первую очередь достижения в указанных научных исследованиях и на основе проведенного анализа показать перспективные направления дальнейшей работы ученых.
Понимание необходимости создания общей классификации исследований по истории архитектуры Екатеринбурга предполагает на начальном этапе предложить некую рабочую систематизацию такого рода литературы. По мнению автора, все работы по данной проблеме можно условно разделить на пять групп. Первая включает обобщающие труды по истории Урала, в которых архитектура и градостроительство отражены фрагментарно в общем контексте развития региона. Вторая группа – обобщающие работы по истории архитектуры, появление которых невозможно без специальных исследований и профессионального знания предметной области. Третья группа – книги и статьи, посвященные отдельным объектам историко-культурного наследия Екатеринбурга. Четвертая группа – труды, в которых отражено творчество известных екатеринбургских архитекторов. Таким образом, видообразующим признаком представленной классификации являются профессиональные компетенции (и предпочтения) авторов работ: в первой группе авторы проводят исследования в основном с общих позиций, ко второй группе относятся авторы, имеющие профессиональный архитектурный или градостроительный опыт, к третьей группе относятся авторы, изучающие историю архитектуры Урала с культурологических позиций, к четвертой группе относятся авторы, работающие в биографическом жанре. Наконец, пятая группа – работы по истории архитектурно-художественного образования в Екатеринбурге.
Важное методологическое значение для изучения истории уральской архитектуры имел доклад А. А. Старикова на Всероссийской научной конференции, прошедшей в 2001 г. и посвященной 300-летию Каменска-Уральского и юбилею металлургии региона. В докладе представлен анализ развития архитектуры Урала в ХХ в. от модерна и конструктивизма до неоклассицизма, неомодерна и постконструктивизма. Автор обосновывает вывод, что для придания современной архитектуре Урала «яркой образности» необходимо учитывать достоинства уникального историко-культурного наследия региона.
В 2012 г. вышел в свет содержательный труд «Урал: маршруты культуры», в котором впервые в обобщенном виде представлен «культурный ландшафт» региона. Специальные разделы книги посвящены изобразительному искусству, музеям, архитектуре, декоративно-прикладному искусству и так далее. В разделе «Архитектура» охарактеризовано историко-культурное наследие Свердловской области, насчитывающее 1682 архитектурных и исторических памятника в составе 1217 объектов культурного наследия, в хронологическом порядке описаны наиболее значимые памятники, начиная от первых сооружений ХVIII в. до советского неоклассицизма второй половины ХХ в. В завершении охарактеризована архитектура Екатеринбурга рубежа ХХ–ХХI вв., приведены примеры наиболее удачных реализованных архитектурных проектов: гостиница «Хайят», башня «Исеть», деловой центр «Онегин», аэропорт «Кольцово». Книга не содержит критический анализ проблем современной архитектуры, что характерно для представительских изданий.
Работы, которые можно отнести ко второй группе предлагаемой автором классификации – обобщающие труды по истории архитектуры Екатеринбурга, – в последние годы их издано сравнительно немного. Заметным явлением стала монография Р. М. Лотаревой, посвященная городам-заводам России, среди которых достойное место отведено Екатеринбургу. В книге проанализированы территориальное размещение, виды производственных, гражданских и жилых зданий, градостроительные особенности Екатеринбурга. Исследование основано на широкой источниковой базе, в том числе архивных материалах, впервые введенных в научный оборот.
Третья группа – книги и статьи, посвященные отдельным объектам культурного наследия. Прежде всего, это научно-популярные и краеведческие издания, представляющие своего рода путеводители по памятным местам города. Одно из первых таких изданий вышло в 1995 г. Его авторы – В. Лукьянин и М. Никулина – в форме «прогулок» по Екатеринбургу популярно рассказывают о достопримечательностях, памятных местах и известных людях города [25]. Всего таких прогулок восемь. Это исторические пространства: Исторический сквер, плотина, городской пруд; Литературный квартал и Вознесенская горка и так далее вплоть до территории «соцгорода» Уралмаш.
Еще одна интересная и содержательная книга, посвященная городским пространствам Екатеринбурга, написана известными уральскими краеведами Л. И. Зориной и В. М. Слукиным. Авторы показали во всем многообразии исторические пространства структурных элементов территории города, которые формировались с первой четверти ХVIII в. до первых десятилетий ХХ в. Издание содержит богатый справочный материал, фотоматериалы из фондов музеев и частных коллекций.
Самое «свежее» справочное издание об Екатеринбурге принадлежит молодому талантливому архитектору и знатоку города Полине Ивановой [. Путеводитель предлагает восемь оригинальных экскурсионных маршрутов по наиболее интересным местам города в его исторических границах на начало ХХ в. Экскурсии воссоздают целостный облик разных фрагментов городской архитектуры. Они позволяют в исторической динамике представить, какие перемены происходили в Екатеринбурге. Особое место в путеводителе отводится общественным пространствам: улицам и площадям, паркам и набережным. Авторский текст удачно дополняют многочисленные чертежи и архивные фотографии.
Исследователи в последние десятилетия уделяют серьезное внимание архитектуре конструктивизма. Труды по истории уральского конструктивизма изданы Л. Н. Смирновым, Л. И. Токмениновой, А. А. Барабановым и другими. В книге Л. Н. Смирнова «Екатеринбург: наследие конструктивизма» впервые запечатлены и описаны 140 зданий авангардной архитектуры 20–30-х гг. ХХ в. Некоторые из них не имеют аналогов в мировой практике.
Не меньший интерес представляет монография Л. И. Токмениновой и С. А. Крылова. Данное научно-популярное издание посвящено наиболее значительным образцам архитектуры конструктивизма Екатеринбурга – Свердловска. Иллюстрации и тексты показывают архитектурный образ города в конце 1920-х–1930-х гг., а также профессиональную деятельность архитекторов авангарда рассматриваемого периода. Объекты культурного наследия конструктивизма представлены редкими историко-графическими материалами и фотографиями. Иллюстрации сопровождаются пояснительными записками по истории проектирования и строительства, об особенностях и историко-культурной ценности этих памятников.
Конструктивизм, как известно, зародился в Германии в школе Баухауз. В начале ХХI в. установились тесные научные связи российских и европейских ученых по изучению конструктивизма в архитектуре. Научные семинары и форумы по данной тематике состоялись в Екатеринбурге в 2007 г., 2008 г. и 2010 г. Материалы этих мероприятий охватывают широкий круг проблем изучения, сохранения и актуализации наследия модернизма в Германии и России (на примере Урала). В них дана оценка опыту совместной деятельности специалистов и студентов Баухауз-университета и Уральской государственной архитектурно-художествен- ной академии на объекте культурного наследия (Веймар), обсуждены практические вопросы реконструкции Торгового корпуса и фабрики-кухни Уралмашзавода.
Многообещающей серией брошюр о всемирно известных произведениях советского авангарда 1920–1930-х гг. в городах Урала может стать инициатива издательства TATLIN. Ряд таких изданий, посвященных Жилому комплексу НКВД и Институту физиотерапии и профзаболеваний в г. Екатеринбурге, уже выпущено. В них автор показывает историю проектирования и строительства, описывает особенности зданий, приводит краткие биографии архитекторов. Текст удачно дополняют иллюстрации: проектные чертежи, фотографии разных лет и тому подобное.
История архитектуры конструктивизма Екатеринбурга нашла определенное отражение в материалах региональных научных конференций. В строительстве Соцгородка на Уралмаше в 1930-е гг. принимал участие выпускник немецкой высшей школы искусств Бела Шефлер. Ему принадлежит ряд проектов зданий: гостиницы «Мадрид», фасада заводоуправления Уралмаша, трех жилых зданий на улице Культуры, главной магистрали уралмашевского района. Хотя эти проекты носят черты переходного этапа к сталинскому ампиру, но в них прослеживаются элементы конструктивизма.
В. И. Старков справедливо отметил в своем докладе, что памятники архитектуры конструктивизма в Екатеринбурге можно считать «национальным достоянием России». Автор считает, что творческие концепции конструктивизма утверждали функциональность и технологическую целесообразность архитектурной формы. Эти идеи были воплощены в практике проектирования ряда архитекторов, работавших в 1920–1930-е гг. в Свердловске. Среди них следует назвать имена таких маститых профессионалов, как М. Я. Гинзбург, Г. А. Голубев, А. А. Пастернак и других. По их проектам в городе были возведены десятки жилых и общественных сооружений. О некоторых из них рассказал автор.
И. А. Кашина сделала попытку выявить основные типологические объекты архитектуры авангарда. Это, по мнению автора, новый тип коммунальных домов, клубы, фабрики-кухни, учреждения здравоохранения, спорта, производственно-административные здания и так далее. Автор делает вывод, что изучение опыта 1920–1930-х гг. поможет современным архитекторам найти свой стиль и станет важным фактором комплексного формирования городской среды.
Ряд альбомов-исследований уральских специалистов вышел в серии «Национальное достояние России» и посвящен выдающимся памятникам архитектуры Екатеринбурга. Один из них повествует об уникальном памятнике истории и культуры, возведенном в «русском кирпичном стиле» в 1895 г. по проекту пермского архитектора А. Б. Турчевича, – усадьбе Железнова. В альбоме рассказывается об истории создания шедевра архитектуры конца ХIХ в., судьбах людей, живших и работавших в нем, особенностях его архитектурно-средового решения.
Еще одна книга из этой серии посвящена истории и современности дома доктора Сяно. Это здание в стиле модерна, построенное в начале ХХ в. по проекту архитектора И. К. Янковского, также является уникальным объектом культурного наследия. В книге описаны архитектурные достоинства здания, его экстерьеров и интерьеров. Далее идет рассказ о первом владельце нового сооружения – враче И. А. Сяно, который занялся частной медицинской практикой в Екатеринбурге в 1900 г. Позже хозяева жилого дома неоднократно менялись, но он сохранился и украшает угол современных улиц Малышева и Карла Либкнехта вот уже более столетия. Ныне в нем располагается одна из ведущих детских художественных школ Екатеринбурга (ДХШ № 1).
Шедевром архитектурных ансамблей города по праву считается усадьба Расторгуевых – Харитоновых. Ее история показана в замечательном альбоме-исследовании профессора В. М. Слукина, известного краеведа и знатока Екатеринбурга. Этот памятник архитектуры и градо- строительства, как считает автор, является одним из самых загадочных дворцов старого города. В. М. Слукин талантливо повествует о мифологии места, об архитектурных особенностях дворцового комплекса, о создателях и исторических персонажах, связанных с ним. Особое внимание уделено легендарным подземельям усадьбы.
Комплексным исследованием по истории архитектуры Урала является шеститомная серия «Стили в архитектуре Свердловской области», удостоенная премии губернатора Свердловской области. Известные уральские архитекторы и искусствоведы В. Е. Звагельская, А. Ю. Каптиков, А. М. Раскин, Л. Н. Смирнов освещают все стили архитектуры региона в исторической динамике – от барокко до неоклассицизма. Характерно, что объекты культурного наследия в стиле барокко в Екатеринбурге почти не сохранились. Зато в городе широко представлены объекты других архитектурных стилей, особенно конструктивизма. Несомненным достоинством всех томов издания является солидный материал, включая иллюстративный ряд, а также широкие хронологические рамки работы – с конца ХVII до второй половины ХХ в. История объектов архитектурного наследия Екатеринбурга показана как сложный и многогранный процесс генезиса новых идей, творческих открытий, воплотившихся в проектах уникальных жилых, общественных и производственных зданий.
Архитектурному наследию региона посвящен двухтомный «Свод памятников истории и культуры Свердловской области». Первый том рассказывает об объектах культурного наследия Екатеринбурга. Помимо основательного историко-градостроительного очерка, он содержит статьи о более чем 400 памятниках истории и культуры, которые поныне украшают город, а также список утраченных по разным причинам объектов. Данное издание носит справочно-энциклопедический характер и включает богатый фактический материал, который может быть интересен как широкой общественности, так и специалистам: историкам, архитекторам, искусствоведам, реставраторам.
Историко-культурному наследию исторических городов региона посвящена еще одна книга – «Знаменитые памятники архитектуры Свердловской области». Во введении дан краткий очерк истории архитектуры Среднего Урала. В отдельных разделах книги рассказывается об архитектурных объектах на территории Свердловской области.
К 290-летию города издан фотоальбом «Екатеринбург», также посвященный историко-культурному наследию столицы Среднего Урала. В восьми разделах издания (каждый из них содержит исторический экскурс) представлены фотографии из прошлого и современности. Раздел – это одно из знаковых мест города, по которому читатель может «пройтись», обозревая его достопримечательности, сравнить, как они выглядели в прошлом и в настоящем. Данное издание является, на наш взгляд, неудачным примером презентационного фотоальбома. Во-первых, не объясняется, почему выбраны именно эти восемь достопримечательных территорий (Площадь 1905 года, улица Вайнера, улица 8 марта, «вдоль Исети» и тому подобное), хотя в Екатеринбурге имеются и другие не менее знаковые места. Во-вторых, описание достопримечательностей не отличается новизной, главным образом повторяя давно известные характеристики описываемых объектов. В-третьих, многие иллюстрации по качеству изображения не выдерживают критики, а подписи под объектами монументального искусства (скульптуры Д. Н. Мамину-Сибиряку и П. П. Бажову) вызывают удивление, например: «Бюсты на Плотине городского пруда» (стр. 80 указ. издания). На ряде страниц подписи под иллюстрациями вообще отсутствуют. В-четвертых, весьма низким является уровень полиграфии данного «презентационного издания».
Ряд монографий посвящен отдельным категориям памятников архитектуры Свердловской области. Обобщающий труд А. М. Раскина «Знаменитые усадьбы Свердловской области» раскрывает получивший распространение в первой половине ХIХ – начале ХХ в. усадебный тип жилой застройки. Жилые усадьбы купцов, промышленников, заводской администрации выполнялись по проектам профессиональных архитекторов и демонстрировали преимущественно городскую каменную архитектуру в русле доминировавших архитектурных концепций. Книга А. В. Долгова «Деревянное зодчество Свердловской области» посвящена целому художественному явлению в архитектуре региона. Оно представлено в широком территориальном, хронологическом и типологическом охвате, систематизировано и дополнено спецификой сохранения памятников под открытым небом.
Богатое по полноте содержания и глубине исследования издание посвящено истории архитектуры г. Екатеринбурга. Не случайно эта книга была отмечена в 1998 г. медалью Российской академии архитектуры и строительных наук за лучшее издание об архитектуре и архитекторах. Историческая память города сохранилась в объектах культурного наследия, которых в Екатеринбурге, как известно, насчитывается более 400. В архитектуре города представлены все стили – от барокко до неоклассицизма.
Значительно скромнее история архитектуры города представлена в материалах научных конференций последних лет. Из наиболее значительных и информационно емких следует отметить доклад С. В. Скробова. Он посвящен одной из самых известных усадеб России: Редикорцева – Ипатьева, построенной в конце ХIХ – начале ХХ в. Автор дает подробное описание помещений усадьбы, историю размещения там различных организаций, и это особенно важно, если учесть, что здания усадьбы до наших дней не сохранились. Но в докладе не содержатся сведения об архитекторе – авторе проекта, не указаны стилевые особенности и достоинства постройки.
Архитектуре Екатеринбурга рубежа ХХ–ХХI вв. посвящено немного работ. Большинство из них носят рекламный характер. Примером может служить сборник «Актуальная архитектура. Сделано в Екатеринбурге». В целом в книге дана высокая оценка архитектуре современного Екатеринбурга. Большинство авторов – талантливые архитекторы, выпускники Свердловского архитектурного института (Уральского государственного архитектурно-художественного университета), разработчики архитектурных проектов значимых для города сооружений. Может быть, поэтому статьям присуща некоторая недоговоренность.
Так, Л. Н. Смирнов в своем докладе сделал попытку определить «границы» «свердловского конструктивизма» в архитектуре и пришел к выводу, что многие архитекторы советского авангарда, успешно проектировавшие в Екатеринбурге – Свердловске, имеют отношение к проектам ряда уникальных объектов конструктивизма за пределами города и региона. Четвертая группа исследований – работы, в которых прослеживается творчество известных архитекторов Урала. История архитектуры – не только история зданий и сооружений, формирования пространственно-планировочной среды городов. Главным субъектом проектирования выступает личность и талант архитектора. Урал может гордиться целой плеядой выдающихся зодчих, имена которых вошли в историю региона. Большой интерес вызывают научно-справочные издания об известных зодчих края. В 2003 г. вышел энциклопедический справочник «Архитекторы Екатеринбурга и Свердловской области». В нем при- ведены данные около 500 членов Уральского отделения Общества современных архитекторов (УООСА), основанного в 1928 г., Свердловского отделения Союза советских архитекторов, преобразованного в 1993 г. в Свердловскую организацию САР. Книга содержит краткие биографии членов творческого союза за период с 1928 по 1998 г., сведения как о выдающихся мастерах архитектуры советского времени (К. Т. Бабыкин, В. В. Емельянов, Г. А. Голубев, Н. А. Алферов и другие), так и о современных зодчих, внесших заметный вклад в проектирование городов и отдельных объектов, а также в подготовку кадров архитекторов (Г. В. Мазаев, Б. А. Демидов, А. А. Стариков, А. В. Долгов и другие). Немало страниц посвящено малоизвестным архитекторам – членам Союза. Справочное издание имеет, несомненно, социокультурное и практическое значение. Важно, что кроме биографических сведений в книге содержится перечень объектов, которые принадлежат конкретному автору.
Летописцем города Екатеринбурга и его архитекторов следует признать архитектора и публициста Г. Н. Елагина. В книге «Жизнь посвящаю городу» он поместил 30 очерков об известных уральских архитекторах: К. Т. Бабыкине, Г. В. Валенкове, С. В. Домбровском, П. В. Оранском, М. В. Рейшере и других. Достоинством этих очерков стала оценка творчества зодчих, их роли в развитии города. Автор ввел в научный оборот много новых архивных данных, ранее неизвестных специалистам.
К 80-летию основания Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений была издана книга «Творцы города». В ней справедливо говорится, что в Екатеринбурге градостроительной политике с самого начала отводилось важное место. В книге показано, что, несомненно, важную роль в этом играли главные архитекторы города. В ней представлены биографии всех главных архитекторов Екатеринбурга и начальников Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений: начиная от первого главного архитектора Г. А. Голубева до начальника Департамента С. М. Косенко. Специальный раздел посвящен уральской архитектурной школе и роли Уральского государственного архитектурно-художественного университета в ее формировании.
Екатеринбург – один из ведущих центров архитектурно-художественного образования России. Его флагманом является Уральский государственный архитектурно-художественный университет. Истории университета посвящен целый ряд изданий, вышедших главным образом к его очередным юбилеям. Некоторые итоги изучения прошлого и настоящего УрГАХУ подведены в докладе С. П. Постникова на международной конференции «Пространства городской цивилизации». К 50-летию вуза, который отмечался в 2017 г., был издан уникальный труд – «Уральский архитектурно-художественный университет: энциклопедический словарь». Издание включает около 500 статей об основоположниках уральской архитектурно-художественной школы, ведущих преподавателях и сотрудниках, выдающихся выпускниках, кафедрах и подразделениях вуза на всех этапах его развития. Данное издание пока не имеет аналогов.
Таким образом, архитекторы, искусствоведы, историки провели значительную работу по изучению архитектуры Екатеринбурга в разные исторические эпохи. В дальнейшем требуется расширение хронологических рамок исследований. Необходимо продолжить создание обобщающих работ по данной теме. Сохранение лучших традиций уральских зодчих будет способствовать развитию архитектуры и градостроительства Уральского региона.
*Вестник гуманитарного образования. 2021. № 3