СВЕРДЛОВСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ С. В. КАПАЧИНСКОГО. ЧАСТЬ 1

САПРЫКИНА Н.С.

ПЕРВЫЙ РЕАЛИЗОВАННЫЙ ПРОЕКТ 1930-1931 гг.

Одним из самых значимых архитекторов Ярославля ХХ в, был Сергей Васильевич Капачинский. Его имя является своеобразным символом города, так как ключевые объекты Ярославля в советский период были реализованы по его проектам. Среди его творений первая советская гостиница и первый жилой дом в духе «сталинского классицизма», главный памятник Ленину на Красной площади, множество акцентных «парадных» зданий в ключевых точках на территории города, многочисленные реконструкции исторических зданий и интерьеров. Капачинский — автор многих проектов планировки и застройки, благоустройства кварталов и центральных улиц, площадей и набережных.

Почти полвека — с 1934 г- и до последних дней своей жизни (1978 г.) — Сергей Васильевич был постоянно востребован и уважаем. С его мнением считались власти города и коллеги, безоговорочный авторитет позволял ему выдвигаться в региональные лидеры профессии. На него ориентировадись, ему подражали, его привлекали для участия в закрытых конкурсах, экспертных комиссиях.

Казалось бы, творчество архитектора сегодня достаточно изучено. При этом неизвестным периодом биографии Капачинского остается его деятельность в Свердловске — «конструктивистский этап» творчества (как он сам писал в своем творческом отчете), на который пришлось время становления молодого специалиста, проверки тех знаний и умений, которые он приобрел в стенах Ленинградского института гражданских инженеров (ЛИГИ).

К сожалению, сегодня ни в двухтомном Своде памятников истории и культуры Свердловской области, изданном в 2007—2008 гг., ни в других публикациях, связанных с историей архитектуры Свердловска (Екатеринбурга) и Уральского региона, фамилия С. В. Капачинского не упоминается. Как показали архивные исследования, список его работ по рассматриваемому региону содержит разные объекты — градостроительные образования, промышленные здания и сооружения, зрелищно-культурные общественные здания, спортивные объекты, жилые здания — и охватывает такие города Свердловской области, как Березовский, Верхняя Салда, Нижняя Салда, Надеждинск (Серов), Свердловск (Екатеринбург), а также города и поселки других уральских областей: Златоуст, Челябинск, Мулянка и др.

Три с половиной года Сергей Васильевич отдавал свой талант и знания Свердловску и Свердловской области. Получив диплом об окончании ЛИГИ, он принял приглашение ПРОектного бюро «Уралмет», где приступил к работе 25 февраля 1930 г. в должности инженера строителя и конструктора. Позднее он перевелся в Пятый стройтрест, где работал инженером-конструктором, архитектором. За весьма короткое время молодой специалист был произведен из рядовых архитекторов в бригадира — «ответственного исполнителя» бригады 2 (приказ от 27 июля 1931 г.) Архитектурного отдела «Госпроектстроя» (после выделения проектного отдела из Пятого стройтреста), позже переименованного сначала в «Металлостройпроект», а затем в «Промстройпроект», где работал вплоть до 30 июля 1933. При этом он не только сам формировал новый облик социалистического города, но еще и влиял на умы подрастающего поколения архитекторов, так как одновременно с проектной деятельностью работал доцентом (по совместительству) в Уральском строительном институте, руководя архитектурным проектированием студентов с февраля 1932 г. по июль 1933 г.

Первым его проектом для Свердловска, реализованным строительством, стал комплекс пятиэтажных жилых домов Пятого стройтреста на ул. Вайнера. Помимо стилистического и планировочного решения объекта, этот проект интересен тем «отпечатком», который наложили на него архитектурная школа Ленинграда и архитектурные традиции Уральского региона.

Еще в период обучения в ЛИГИ у Капачинского выработался собственный подход к решению творческих задач, определенных заданием на курсовое проектирование. Помимо глубокого и всестороннего изучения новаторских архитектурных решений, социальных требований времени, контекста среды, Капачинский тщательно и подробно составлял для себя «программу» будущего проекта, формулируя основные цели и задачи, которые необходимо было решить, В этом подходе, очевидно, просматривается влияние школы А. С. Никольского, выработавшей свой творческий метод проектирования — от критического осмысления архитектурно-планировочного задания, выработки «архидеи» до реализации ее в «подлинное произведение».

По-видимому, немалое влияние на концепцию первой постройки С. В. Капачинского в Свердловске оказал именно его студенческий курсовой проект жилого дома. Период в два года между этими творческими работами (1928 и 1930 гг.) дал возможность архитектору переосмыслить и доработать найденные удачные решения курсовой работы, перенести их в реальный проект, а также продолжить совершенствовать свои профессиональные навыки в новой градостроительной среде. При этом разработанные в 1928 г. типовые секции для жилищного строительства оставались актуальными на протяжении всего свердловского периода работы Капачинского.

Большой практический и исследовательский опыт Сергея Васильевича, а также особенности его личной жизни (рано остался сиротой, поднимал младших брата и сестру, рано стал работать, много учился) обусловили, в частности, некоторый прагматизм пространственнопланировочного решения его курсового проекта жилого дома, не свойственный творческим поискам и фантазиям других студентов ЛИГИ в 1927—1928 гг. (в частности, А. С Ладинского, П. И. Смолина, К. А. Иванова), которые искали новый тип коммунального дома, используя различное пространственно-планировочное решение ячеек, занимаясь поиском нового и неожиданного (например, устройством одного коридора, обслуживающего сразу три этажа) или же придумывая «дома-коллективы» с полным обобществлением быта и спальными кабинами на одного человека, В своем студенческом проекте Капачинский больше внимания уделял формированию комфортной и рациональной среды жилого дома с необходимыми встроенными элементами соцкультбыта, включая столовую, читальню, магазины, помещения для сапожника, портного (на первом и частично втором этажах дома) — всё в соответствии с установками задания на проектирование. При этом в структуре жилого дома предусматривались полноценные двух-, трех- и четырехкомнатные квартиры (по две на площадке) с туалетами, ванными комнатами, сквозным проветриванием и многими другими решениями, которые декларировались новой типовой секцией для жилищного строительства Моссовета, утвержденной в 1928 г. — практически одновременно с курсовым проектом (рис. 1).

Среди задач и целей при проектировании жилого дома отчетливо можно выделить те, что были постоянными ориентирами в работе как студента, так и молодого специалиста:

  • максимальная четкость и компактность планов (генплана);
  • правильная ориентация и хорошая освещенность пространств;
  • стандартность схем планов, типовых конструкций и деталей;
  • ясность, простота, логичность и органичность архитектуры.

Этот же подход Капачинский продемонстрирует в решении жилых домов Пятого стройтреста в г. Свердловске.

Выгодное отличие Ленинградской архитектурной школы в рассматриваемое время состояло в сохранении традиций обучения студентов профессиональным приемам «встраивания» зданий в существующую городскую структуру. После установления советской власти и упразднения частной собственности на землю среди советских архитекторов порой звучало мнение о том, что можно достаточно свободно располагать здания в сложной градостроительной среде, пренебрегая и снося все, что мешает новой архитектуре, как пережиток времени. В принципах работы архитектора на всем протяжении его жизни мы всегда читаем главное правило — обязательный учет природных условий и окружающего ансамбля (застройки). Поэтому основное свое внимание Капачинский и здесь уделил именно специфике выделенного участка при разработке концепции жиЛОГО образования, состоящего из нескольких структурных элементов. Участок под застройку имел прямоугольную форму, был сильно вытянут в глубину (в соотношении более чем 1:2), по трем границам примыкал к соседним домовладениям и только одной стороной граничил с улицей. Исходя из этих особенностей, автор принял решение построить последовательно два отдельных жилых корпуса с 25-метровым разрывом между ними параллельно ул. Вайнера и с отступом от красной линии застройки на 20 м (рис. 2, З).

Пятьдесят две квартиры в двух корпусах (из них 28 в корпусе А и 24 в корпусе Б) должны были по расчетам архитектора вместить примерно 192 человека. Из прогрессивных тенденций в проекте предполагалось устройство плоских эксплуатируемых железобетонных кровель (около 50 % от всей площади крыши) ) с зелеными насаждениями и выходами из лестничных клеток. Этот прием, сформулированный в рассматриваемое время Ле Корбюзье в числе основных принципов современной архитектуры, был очень актуален за рубежом и использовался в прогрессивных проектах московских лидеров конструктивизма. В жилом комплексе предусматривались центральное водяное отопление, водоснабжение и подключение к городской канализационной сети и даже горячее водоснабжение от котельной, располагаемой в подвале корпуса Б вместе со складом топлива.

Детские ясли и сад, размещенные на первом этаже корпуса Б, были рассчитаны на 12 и 10 96 от населения соответственно (на 23 и 20 человек). Рабочая площадь яслей составляла 61,2 м), детсада — 57,25 мг. Интересным новаторским элементом проекта было создание общей, но изолированной от детских учреждений кухни. Подача пищи предусматривалась через окна, устроенные в перегородках, отделяющих кухню от сада и яслей (рис. 5).

Таким образом, здесь нашли свое место принципы «максимальной компактности плана, при наличии в то же время группировок помещений, функционально изолированных» и «создание концентрированного узла. с возможНОСТЬЮ изолированного пользования», которые уже были апробированы архитектором в экспериментальном проекте Общеобразовательной школы и Высшего кооперативного института в Москве (ВКИ), который он разрабатывал совместно с А. М. Данилюком и Лаз. М. Хидекелем под руководством А. С. Никольского в ЛИГИ (1930 г.)

Принципиальное отличие проекта корпусов жилых домов для Свердловска от ранее выполненного курсового проекта заключалось прежде всего в решении общей композиции объема зданий и их фасадов. Главная идея курсового проекта жилого дома для Ленинграда состояла в асимметричном решении композиции, динамичном ритме объемов и элементов, свойственньгх более творческим установкам столичных архитекторов (в частности, группировки ОСА — Объединения современных архитекторов). В проекте для Свердловска мы видим диаметрально противоположное решение: симметрию объемно-планировочных решений всех корпусов; симметричную статичную композицию протяженных фасадов, подчеркнутую идентичными консольными навесами боковых частей здания с устройством проездов-проходов, большими просветами-рамами на парапете, силуэтом выступающих лестничных клеток. Ритмопластическая основа фронтальных композиций формируется за счет чередования выступающих линий балконов со стороны главного фасада и лестничных клеток с вертикалями крупных витражей — с дворового, а также чередования разной величины оконных проемов (рис. 6).

Здесь в рисунке фасадов фактически уравновешены вертикальные и горизонтальные линии, в отличие от ранее выполненной курсовой работы, где и силуэт и детали подчеркивали доминирующую горизонтальность композиции, что являлось следствием пропорций проектируемых объемов жилых зданиЙ и общих принципов авангардного стиля.

Симметрия и статика были характерными приемами именно свердловского конструктивизма. Архитектурные традиции классицизма первой половины МХ в. оказывали в данном случае сильное влияние на все последующие стилистические течения, даже идущие в разрез с их установками. В таком решении жилого комплекса С. В. Капачинским виден зрелый профессиональный подход, основывающийся не только на знании современный принципов стиля, но и на тщательном изучении традиций дореволюционной архитектуры Екатеринбурга и современных установок региона. В целом архитектура жилых корпусов автором решена лаконично и просто, но в то же время очень выразительно.

Инженерное решение домов было достаточно типичным для рассматриваемого времени и в полной мере отразило все его технические достижения. Стены корпусов были запроектированы в 2,5 кирпича для всех этажей здания, стены лестничных клеток — в 2 кирпича (вследствие расположения в них вентиляционных и дымовых каналов). Уклон лестниц был принят 1:2. Фундаменты — бутовые; перегородки квартир выполнялись толщиной в 25 см из шлакобетонных камней, в толще которых также проходили каналы вытяжной вентиляции. Перекрытия устраивались по деревянным балкам, укладываемым перпендикулярно к продольным стенам, и внутри корпуса опирались на железобетонные прогоны и стойки. Межквартирные перегородки устанавливались на железобетонный прогон, опирающийся на наружные продольные стены и внутренние железобетонные стойки. Перекрытия подвалов и конструкция плоской части крыши выполнялись железобетонными. Половина корпуса перекрывалась односкатной кровлей с устройством на чердаке вытяжных каналов.

Пояснительная записка к проекту содержит комплексные технико-экономические показатели проекта. Сегодня ул. Вайнера, как отмечается во множественных публикациях по истории Екатеринбурга, представляет собой уникальное сочетание разных архитектурных стилей и направлений: эклектики, модерна, конструктивизма. На рубеже 1920-1930 гг. здесь активно велось строительство значимых для города зданий в конструктивистских формах: было достроено здание биржи, Драматического театра, Государственного банка; появились новые жилые дома, в их числе и по проекту С. В. Капачинского (к сожалению, их уже нет на карте Екатеринбурга, а на их месте располагается ТРЦ «Гринвич», построенный в 2000 г.). Поэтому внешний вид зданий можно оценить только по архивным чертежам и фотографиям, выполненным автором собственноручно в процессе возведения (рис. 7—8)

Данному проекту, который был первой работой дипломированного специалиста, воплощенной в жизнь, архитектор отводил особое место в своей практике, сохранив в своем личном архиве синьки с чертежей, текст пояснительной записки и фотографии здания во время строительства, благодаря чему мы можем воссоздать в памяти и оценить утраченный объект конструктивизма в полном прочтении, включая как творческие, так и технические составляющие проекта.

Кроме жилого комплекса на ул. Вайнера, С. В. Капачинский успел создать не менее значимые и интересные проекты для Уральского региона (в том числе Свердловской области). Среди них выделяются, в частности, следующие проекты: клубов транспортников в Свердловске и в поселке Верхняя Салда (1932 г.), стадиона на 8000 мест в г. Златоусте (1931 г.), здания заводоуправления Надеждинского завода (1932 г.), театра на 2500 мест для г. Челябинска (1932 г., совместно с С. В. Домбровским), застройки квартала жилкооператива «Уральский специалист» на 260 квартир в Свердловске.

Очевидно, что имя выпускника ЛИГИ Сергея Васильевича Капачинского должно занять достойное место в общем списке творцов архитектурного авангарда, в том числе Уральского региона. Актуальность, зрелость его первого проекта и последующих творческих идей и реализаций продемонстрировали его талант и высокий уровень профессиональной подготовки, выраженные:

через комплексность подхода к решению градостроительных и архитектурных задач; знание актуальных тенденций в области архитектуры и градостроительства как за рубежом так и в СССР, включая региональные особенности; грамотные инженерно-технические решения; оригинальность творческого взгляда на поставленную задачу и исключительную ответственность за принимаемые решения.

*Вестник гражданских инженеров. 2017.№5