Архитекторы: Коллектив УМС | Адрес: бульвар Культуры, 3
Источник http://theconstructivistproject.com/ru/object/823/fabrika-kuhnya-uztm-dom-itr
С бытовой точки зрения, какие плюсы и минусы в зданиях конструктивизма? Своими впечатлениями от работы в здании фабрике-кухне УЗТМ поделится проректор по научной и инновационной работе Екатеринбургской академии современного искусства Лариса Петрова.
Ваше любимое конструктивистское здание в Екатеринбурге?
Любимое конструктивистское здание в Екатеринбурге – то, которое требует очень большой заботы, и в которое я очень вкладываюсь – это здание «Фабрика-кухня УЗТМ» на Уралмаше, ныне Екатеринбургская академия современного искусства (ЕАСИ). Почему? Причин несколько. У здания богатейшая история трансформаций и по функциям, и по владельцам, и по внешнему виду, и по названиям, и по физическому состоянию. Это требует заботы, изучения, продвижения и просвещения! Требует любви!
Открытое как фабрика-кухня, потом оно стало Домом культуры инженерно-технических работников, потом – Домом культуры в широком смысле, лет 50 существовало в этом качестве, затем – Домом культуры школьников. Кроме того, наша Фабрика-кухня – это часть ансамбля конструктивистской авангардной застройки соцгорода Уралмаш: площадь первой Пятилетки, где заводоуправление, Дом технической учебы Уралмашзавода, гостиница – и ЕАСИ за «Мадридом» – это важная системная часть. Когда в 2014 году ЕАСИ въехала в это здание, то уралмашевцы открыто спрашивали: «А что это вы тут собираетесь делать? Мы беспокоимся. Это наше место!». Уникальное социальное явление – чувство «собственничества» за свое место жительства.
Я очень люблю наше здание за его историю, очень люблю за отношение жителей к нему. Люблю здание внутри: лепнина, огромные полотна в стиле соцреализма, лестницы с потрясающими инкрустациями, наши знаменитые люстры и т.д. То есть здание снаружи и внутри имеет много следов времени. Здание само по себе очень встроено в историю Свердловска и Екатеринбурга. Мне кажется, что наше здание приняло на себя социальную и историческую турбулентность. Я к нему как к живому отношусь.
Опишите свои ощущения от ежедневного пребывания в здании-объекте архитектуры
Очень часто разговоры про конструктивизм, да и в целом про объекты культурного наследия, исключают консюмеризм (потребительство): насколько удобно пользоваться памятником архитектуры, искать эффективные и удобные вариации, алгоритмы для того, чтобы передать кому-то в концессию, перестроить, перепрофилировать, найти инвестиции и прочее.
Хочу вспомнить исследование «Жить и работать в памятнике архитектуры», проведенное студентами ЕАСИ. Опрашиваемые комментировали: «Прикольно думать, что ты работаешь в объекте культурного наследия. Но при этом есть очень много проблем с канализацией, с электричеством, с вентиляцией. Перестраивать ничего нельзя, наоборот, надо только отчитываться и прочее». Исследование показало, что у человека внутри должен быть баланс между: «я готова терпеть, потому что это старина» и «дайте мне возможность добиться хоть какого-то уровня комфорта». Это касается и жилья, и других объектов культурного наследия, которые могут быть использованы в деловом варианте.
Размышления о прошлом и будущем зданий приводят к новому осмыслению функций. Сейчас наше здание уже давно не фабрика-кухня, но культурно-досуговый центр и присоединившийся к нему вуз (ЕАСИ), работающий на город и сферу культуры. У подобных зданий будущее вписывается в общемировой тренд – создание культурно-образовательных кластеров. И такой кластер необходим на Уралмаше. Но доживет ли здание до такого будущего, если сейчас оно в плохом состоянии, требуются большие вложения на поддержание его жизни, а денег катастрофически не хватает, к сожалению.
Что касается удобства и гордости. Я как проректор по научной и инновационной работе часто обращаюсь к терминам «конвертация», «капитализация», «монетизация»: получай прибыль (в т.ч. институциональный капитал) с имеющегося ресурса. В этом смысле ЕАСИ отрабатывает символический капитал фабрики-кухни на 100%. Мы проводим огромное количество событий: симпозиумы, круглые столы, студенческие конференции, полевые экспедиции, визиты наших коллег, партнеров, в том числе зарубежных и столичных. Показываем Уралмаш, наше здание, продвигаем его! Важно, что все научные и арт-события мы связываем с нашей социальной ответственностью за Уралмаш и местное сообщество, за наше здание. Мне радостно, что наша капитализация выразилась в социально-деловом контексте (действует Клуб друзей Уралмаша).
Мое личное отношение к ЕАСИ (фабрике-кухне) очень трогательное и нежное, правда, надо что-то делать со зданием, а перспективы реконструкции туманны. Хочу сказать, если бы мы (ЕАСИ) куда-нибудь переехали, то я Уралмаш хотела бы взять с собой, потому что это разносторонняя интересная локальная история: она замечательна для осмысления как художественного, так и научного.
Тема конструктивизма захватила Вас до того, как Вы стали работать в фабрике-кухне?
Думаю, что раньше. Мне всегда были интересны шаги, которые делал город. Кроме того, я закончила университет, что на Ленина. Выходишь из здания, а справа – типография «Уральский рабочий», слева и чуть поодаль – Городок чекистов с «Исетью», через дорогу – красивейшее здание оперного театра. Эта точка города – средоточение очень разных и интересных течений.
Сейчас в российском обществе есть тенденция к неприятию истории. Я считаю, что это происходит потому, что общество еще не уверено, как относиться к своему прошлому, у него много интерпретаций. Если посмотреть, сколько стеллажей в книжном магазине посвящено тем или иным изданиям, то больше всего – по истории, психологии. Получается, что перед современным человеком не стоит вопрос (или он им не задается), могу ли я повлиять на тот или иной социальный институт, повлиять на общество, в целом, изменить его. Лучше я буду менять самого себя и отношения с людьми (психология). Отношение к истории активное, но эта активность не привела к конвенциональности (прим. ред. — от лат. conventio соглашение).
Отношение к конструктивизму демонстрирует непростое отношение к нашей истории. Пока что мы не можем ее принять: вроде как здания неповторимые и оригинальные, а с другой стороны – неприглядный внешний вид и заброшенность. Недавно Дмитрий Москвин, известный в Екатеринбурге амбассадор конструктивизма, написал в соцсетях, что ландшафтный вид на Городок чекистов утрачен из-за 25-этажной новостройки на заднем плане, мол, почему Екатеринбург допускает такое, и никто за этим не смотрит. В самом деле, в Питере Охта-центр невозможно было построить рядом с историческими зданиями, а у нас почему можно?! В ответ пошли от горожан комментарии примерно родатакие — цитирую: «… на фоне задрипанного городка чекистов новый дом прекрасно смотрится… да тут городок чекистов портит весь внешний вид города, а не наоборот, обшарпанный, раздолбанный, ушатанный в никуда».
Я понимаю, что современным горожанам, руководствующимся потребительскими ценностями, имеющим определенное представление о качестве жизни, не нужны здания с некрасивыми «обшарпанными» фасадами, им не интересен конструктивизм, его, может быть, стыдно показать друзьям. В своей массе для екатеринбуржцев история проигрывает в конкуренции с удобством и комфортом, модой и «красотой». К сожалению.
Необходимо осмысление нашего наследия с разных позиций. Объекты конструктивизма обладают громадным туристическим потенциалом, поэтому необходимо привлекать к ним внимание, прислушиваться к мнениям экспертов. Здорово, что сейчас вокруг этой темы такой интересный «движ» закручивается. Право на город – у разных социальных групп! Высказываться и обсуждать, знать и уважать – так Екатеринбург станет лучше, так мы реализуем свою социальную ответственность, так мы и дальше будем любим свой город, гордиться им.
Представьте, что вам ровно на 30 дней «вручают» любое конструктивистское здание в Екатеринбурге для реализации в нём любого проекта. Что бы это было за здание и какой проект вы хотели бы реализовать в нём?
Я, конечно, опять могу говорить про Фабрику-кухню, но хотелось бы о другом здании вспомнить.
Здание на Володарского, бывшийКлуб совторгслужащих имени Профинтерна (прим. – построено до 1917 года, реконструировано в эпоху конструктивизма), где с 1986 по 1991 годы располагался Свердловский рок-клуб. В течение 30 дней ежедневно я вспоминала бы годы существования клуба: какие проходили концерты, какие исполняли песни, какие музыканты и т.д, и т.п. Это было бы оживление здания, памятование на конкретном культурном опыте, с конкретными людьми!
Какая интересная креативная задача! Она напомнила мне арт-активизм – подход, используемый в мировой урбанистике. В качестве примера вспоминаю как во Франции, один многоэтажный дом готовили к взрыву, уничтожению. Зная, что это произойдет, на короткое время (даже меньше, чем 30 дней) здание отдали художникам, и они могли делать там все, что хотят. Конечно, художники раскрасили стены, и выглядело это очень интересно, просто прекрасно. Потом здание взорвали. В этом есть и страшное, и прекрасное: зато этот дом пожил другой жизнью, ненадолго стал живой выставкой. Мне кажется, это очень интересный опыт.
Возвращаясь к моей любимой фабрике-кухне УЗТМ. После пожара в уже неэксплуатируемом корпусе нашего здания (прим. – май 2020 года) я выложила в соцсети фотографии обгоревших стен, барельефов, переживших два пожара, в саже, со следами от дождя и ветра. Они потрясающе выглядят, как интерьеры для фотосессии. Эти руины можно было бы монетизировать, водить туда экскурсии, но,увы, мы не сможем этого сделать в силу требований безопасности.