Синтетический театр – неслучившийся театр.

В 1930-е годы по всему союзу проходят конкурсы проектов построения театров нового типа – с универсальными и, конечно, функциональными зрелищными залами. Одним из разработчиков театрального типа здания с новым функциональным наполнением являлся известный режиссер Мейерхольд, который считал необходимым создавать творческое содружество архитекторов и режиссеров. Мейерхольд провозгласил новый принцип архитектурных решений зданий театра: создание универсального зала многоцелевого использования для постановок, собраний, митингов и музыкальных представлений.

 В 1931 г. по инициативе Наркомпроса был объявлен конкурс на проект синтетического театра для Свердловска.

Он предполагал сооружение театра для драматических спектаклей, оперы, балета и должен был, кроме того, быть залом собраний на 8000 чел. Первоначально его вместимость была рассчитана на 4 – 5 тысяч человек, но была увеличена по просьбе трудящихся города. Также в будущем театре предполагалась возможность трансформации сцены, киноконцертного зала на тысячу мест, помещения для групп культурно-массовой работы, создание творческих лабораторий.Место для будущего театра было выбрано в «новом центре» на главной, по плану Большого Свердловска, площади Парижской Коммуны. Эту площадь планировали переименовать в площадь Двух Театров. Сейчас «театральную площадку» занимают здания УрГУ рядом с Оперным театром. Это зрелищное сооружение, в котором должен был происходить синтез разных жанров, на стыке разных искусств. Архитекторы прошлого предвидели появление новых представлений, считающих в себе спорт и театр, парад и демонстрацию, митинг и кино.

На конкурс были представлены проекты разных архитекторов и творческих бригад: АРУ (объединение архитекторов-урбанистов; архитекторы Г. Крутиков, В.Лавров, В.Попов), АСНОВА (архитекторы Л. Залесская, М. Коржев, М.Прохорова, М. Туркус), ВОПРА (архитекторы М. Круглов, A.Машинский) и САСС — Сектора архитекторов социалистического строительства (архитекторы Дашенко, М. Ройзман), Свердловска (архитекторы С. Голубев, С. Домбровский, B. Коротков) и пять независимых авторских коллективов архитекторов — Г. и М. Бархиных, М. Гинзбурга, И. Голосова, Н. Ладовского и Г. Глущенко с Д. Фридманом.

Победителем конкурса был признан Моисей Гинзбург.Сопоставление проекта с представленными на конкурсе показало, что из четырех объективных показателей качества зрительного зала проект М. Гинзбурга — лучший по трем (минимальный объем зала, минимальный угол расположения мест, лучшая акустика), а по четвертому (максимальное удаление зрителя от сцены — оно равняется 45 м) уступает лишь проекту бригады архитекторов-урбанистов. Гинзбургом было предусмотрено много новаций, например, часть портера могла быть повернута на 180 градусов и служить своеобразной ареной для представлений. Также предусматривалось изменение акустики зала в зависимости от музыкального или драматического спектакля.

Интересны были предложения и других участников конкурса.К примеру, проект Н. Ладовского содержал следующую радикальную идею преобразования старой театральной сценической системы. Новый театр он видел в соединении со стадионом. Напротив полукруглого амфитеатра располагался манеж с беговой дорожкой, он же — мотовелотрек, он же — сцена с десятью накладными кругами и декорационными подъемами. Фойе театра приобрело вид кольца, охватывающего площадь перед ним. Узкий переход соединял комплекс театра с отдельно стоящим прямоугольным объемом киноконцертного зала.

Материалы конкурса дали больше вопросов, чем ответов, поэтому проект был приостановлен в Свердловске, зато позже — по мотивам — начат в Новосибирске. Проект синтетического театра, как и многие другие проекты того времени, был признан слишком затратным и утопическими.  Как и сама идея объединения в одном здании множества различных зрелищных учреждений.

Текст создан по материалам книги Л.Н. Смирнова «Конструктивизм в памятниках архитектуры свердловской области»

За фото благодарим Анну Фадееву и Никиту Сучкова.